Год первого полета самолета — 1957
История создания Ил-18 началась практически сразу после Великой Отечественной Войны. В СССР бурно развивались пассажирские авиаперевозки, и в первые послевоенные годы уже было ясно, что ни Ли-2, ни Ил-12, пришедший ему на смену, не способны коренным образом решить задачу растущих авиаперевозок.
Первый проект четырёхмоторного пассажирского лайнера был готов уже в 1945 году, а в 1946 взлетел первый опытный самолёт. Планировалось, что авиалайнер Ил-18 сможет перевозить 60-65 пассажиров на дальность до 3000 км. со скоростью 450 км/ч. Для полета на предельные расстояния в ночное время разрабатывали компоновку на 28 спальных мест.
На экспериментальный самолёт Ил-18, первый полёт которого состоялся 17 августа 1946 года, были установлены 4 поршневых двигателя АШ-73ТК мощностью 2400 л.с. конструкции А.Д. Швецова. Сами двигатели были неплохими, однако они не позволяли самолёту дотянуть до требуемых характеристик, и уже тогда становилось ясно, что эра поршневых двигателей близится к концу. АШ-73ТК в итоге были применены на первом советском стратегическом бомбардировщике Ту-4, а разработку Ил-18 пришлось отложить на несколько лет.
В апреле 1956 года вышло Постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о разработке турбовинтового пассажирского лайнера с двигателями НК-4. Постановлением предусматривалась перевозка 75 пассажиров и 4000 кг грузов, включая багаж, с крейсерской скоростью 600-650 км/ч на высоте 8000 м на расстояние до 3000 км и 12000 кг коммерческой нагрузки на расстояние 2000 км. Описывались и взлетно-посадочные характеристики: разбег не должен был превышать 650, а пробег – 600 метров. Экипаж из пяти человек, включая стюардессу. В июле 1956 года КБ Ильюшина представило эскизный проект. Через месяц были утверждены технические требования (совместные ГВФ и ВВС), а в декабре был утверждён макет самолёта. И уже 24 июня 1957 года готовый прототип был передан на заводские испытания. Скорость разработки объясняется тем, что в КБ Ильюшина взяли за основу поршневой вариант Ил-18 и доработали его под турбовинтовые двигатели РК-4, внеся в конструкцию ряд изменений.
Ил-18 был первым советским самолётом, разработанным специально для перевозки пассажиров. С. В. Ильюшин отстаивал идею специализированного пассажирского самолета с присущей ему классической схемой, позволяющей создать высокоэффективную экономичную машину, полагая, что лётные и эксплуатационные характеристики многоцелевого самолета будут хуже. В итоге самолет Ил-18 с турбовинтовыми двигателями стал основным массовым и экономичным самолетом Аэрофлота, подтвердив тем самым правильность идеи С. В. Ильюшина.
Самолет Ил-18 — самый массовый представитель первого поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями, воплотивший в себе все основные черты современного пассажирского лайнера. Он был построен и совершил свой первый полет в 1957 г. После успешных государственных эксплуатационных испытаний Ил-18 был запущен в серийное производство и с 1959 г. до настоящего времени находится в эксплуатации.
Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому экспорту авиатехники. Именно при продаже Ил-18 во многие страны мира накопился богатый опыт не только торговых сделок, но и соответствующего оформления технической документации на основе международных стандартов.
Самолет Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко. Гондолы внутренних двигателей, несколько расширенные с нижней стороны крыла, используются для крепления и уборки основных опор шасси с четырехколесными тележками.
Турбовинтовые двигатели семейства АИ-20 были выбраны из-за своей эффективности и надёжности. На первых модификациях Ил-18 устанавливались двигатели НК-4 сопоставимой мощности. Тягу двигателей выбирали из условия полета при отказе одного или двух двигателей. При остановке одного из двигателей можно продолжать взлет или совершать горизонтальный полет без снижения на высоте 8000 м, при этом дальность полета не уменьшается. При отказе двух двигателей горизонтальный полет производится на меньших высотах и скорости с некоторым уменьшением дальности полета. Это делало самолёт очень надёжным и безопасным.
Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.
Модификации Ил-18:
- Ил-18А — первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б.
- Ил-18Б — самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г.
- Ил-18В — модернизированный вариант. Отличался двигателями АИ-20К, усиленным фюзеляжем, пассажирским салоном на 84 (компоновка "15А") или 89 (компоновка "17А") пассажиров, расположением входных дверей.
- Ил-18Е — переходный вариант между Ил-18В и Ил-18Д. Салон рассчитан на 100-110 пассажиров. Отличался отделкой салона, новыми креслами, доработанной системой кондиционирования.
- Ил-18Д — модификация с с увеличенной дальностью полёта и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М
- Ил-18Т — грузовой вариант;
- Ил-20 — военный самолет электронной разведки;
- Ил-22 — воздушный командной пункт;
- Ил-38 — самолет противолодочной обороны на базе Ил-18Д.
Производство самолётов Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Всего было построено 719 самолетов, из которых более 100 для иностранных авиакомпаний.
Реестр выпущенных Ил-18/20/22/38 с описанием и статистикой по эксплуатации.
Основные характеристики самолета Ил-18
Основные | Ил-18 (1946) | Ил-18А | Ил-18Б | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Пассажирский | Пассажирский | Пассажирский | |||||||
Страна | СССР | СССР | СССР | |||||||
Производитель | КБ Ильюшина | КБ Ильюшина | КБ Ильюшина | |||||||
Первый полёт | 17 августа 1946 | 1957 | 30 сентября 1959 | |||||||
Годы выпуска | 1946 | 1957-1958 | 1958-1959 | |||||||
Единиц произведено (шт.) | 1 | 42 | 64 | |||||||
Технические | ||||||||||
Длина (м) | 29.9 | 35.9 | 35.9 | |||||||
Высота (м) | 9.4 | 10.2 | 10.2 | |||||||
Размах крыла (м) | 41.1 | 37.4 | 37.4 | |||||||
Площадь крыла (м²) | 140.0 | 140.0 | 140.0 | |||||||
Двигатели | 4 х АШ-73 | 4 х НК-4 | 4 х АИ-20 | |||||||
Мощность | 2300 л.с. | 4000 л.с. | 4000 л.с. | |||||||
Экипаж (чел.) | 6 | 5 | 5 | |||||||
Масса (взлетная; кг) | 47500 | 58000 | 61200 | |||||||
Масса (пустого; кг) | 28490 | |||||||||
Пассажиры/Груз | 66 чел. / 7600 кг. | 75 чел. / 12000 кг. | 84 чел. / 13500 кг. | |||||||
Летные | ||||||||||
Максимальная скорость (км/ч) | 585 | 685 | 685 | |||||||
Крейсерская скорость (км/ч) | 450 | 625 | 625 | |||||||
Дальность полета (км) | 2800 | 5400 | 5400 | |||||||
Максимальный потолок (м) | 9000 | 9500 | 9800 | |||||||
Скороподъемность (м/с) | 10.4 | 15 | 17 |